Содержание услуги

Бизнес-анализ – метод подготовки управленческих решений, включает инструменты статистического анализа данных (бухгалтерской отчетности) для изучения внутренних процессов хозяйственной деятельности компании и визуализации полученных результатов.

Цель  услуги – дать оценку эффективности практикуемой заказчиком бизнес-модели, главным образом, малого предприятия и на ее основе предложить рекомендации по повышению рентабельности. Оценка имеет свое денежное выражение и заключается в расчете «ценности бизнеса». Это не просто индикатор ежеквартальной оценки хозяйственной деятельности, но и стоимостный показатель при покупке-продаже компании.

сразу перейти к услугам

 Консультационная помощь не является хирургическим решением проблем (для этого имеются инструменты кризисного управления), а  лишь средством диагностики состояния бизнеса. Качество диагностики зависит от набора инструментов статистического анализа: чем крупнее предприятие, тем многообразнее происходящие на нем процессы и, следовательно, тем больше потребность в исходных данных и времени для оказания консультационной помощи.

По этой причине предприятиям малого бизнеса предлагаются лишь экспресс-анализ и Ad-hoc анализ. Если диагностика бизнеса выявит проблемы, которые не видны средствами программы 1С, то рекомендуется применить инструментарий Ad-hoc анализа.

теория вопроса: давайте Разберемся в понятиях

«Бизнес-анализ» терминологически отличается от понятия «анализ рынка» предметом исследования (внутренние, а не внешние условия ведения предпринимательства) и от «анализ бизнеса», под которым подразумевают финансовый аудит (практикуется для предприятий среднего уровня). «Бизнес-анализ» входит в родовую категорию «бизнес-аналитика», под которой понимают ведение информационно-аналитической работы для изучения рыночных отношений и их участников. «Бизнес-аналитика» вбирает в себя содержание понятий «бизнес-анализ», «аналитика рынка» и «бизнес-разведка», что формирует суть общей консультационной услуги «бизнес консалтинг».

Бизнес-аналитика является составной частью деятельности информационно-аналитических подразделений крупных торгово-промышленных предприятий с разветвлённой и многопрофильной организационной структурой, а также обслуживающих их интересы финансовых и консалтинговых компаний. В теории менеджмента подобная работа получила название Big Data Analytics (BDA, аналитика больших данных). Аналитик, управляющий современными средствами BDA, способен через статистику «увидеть» порядок дел и организацию ведения хозяйственной деятельности, вскрыть причины малой рентабельности предприятия, а с позиции своего профессионального опыта (в том числе на примере других компаний) и знания рынка дать независимые рекомендации по улучшению бизнеса. При этом, по просьбе клиента, данные рекомендации могут носить не только маркетинговый характер, но и содержать советы по организации производства или изменению кадровой политики. Данная услуга является дорогостоящей по причине временных и людских затрат, доступна лишь крупным предприятиям.

Однако в основе любой бизнес-аналитики лежит, прежде всего, статистический анализ. Широкое распространение на рынке программных средств обработки баз данных, прежде всего программ Microsoft Excel и Access, позволило значительно удешевить оказание данной услуги и приблизить возможности подобного рода анализа для предприятий не только среднего, но и малого бизнеса (микро-бизнес в посторонней диагностике, как правили, не нуждается). Программы призваны оказать сопровождение «технологиям анализа» (как то: Data Mining, Big Data, Data Warehousing, OLAP, Business Intelligence, Scoring, Forecasting, Data Quality, Machine Learning, ETL и другие выдумки) в рамках одной платформы.

Какая аналитика требуется для малого бизнеса

Работа аналитика для малого предприятия заключается в корректном переносе бухгалтерских данных 1С в программу статистического анализа, настройке его задач, вычисление результатов и сравнение их с существующими шаблонами оценки (например, индикаторами популярности товара или рентабельности) для дальнейшей смысловой интерпретации. В конце клиенту предлагается удобная визуализация полученной информации (картинки, графики или даже 3D-модели) и предметные советы. Они должны выглядеть абсолютно очевидными в рамках презентации проделанной информационно-аналитической работы. Следовательно, для предприятий малого бизнеса стоимость консультационной услуги во-многом зависит от умений конкретного специалиста пользоваться доступными программными средствами.

Бизнес-аналитик в классическом понимании – это экономист, который разбирается в организации предпринимательства и финансах, а также помогает руководителю решить две основные задачи: повысить рентабельность хозяйственной деятельности предприятия и вскрыть новые возможности ведения деятельности, т.е. открыть новое направление бизнеса. Для компаний малого звена аналитик — это помощник руководителя предприятия, который своими специфическими умениями в области статистического анализа дает объективную оценку эффективности практикуемой бизнес-модели. 

Эффективность оценивается путем изучения бухгалтерской квартальной или годовой отчетности, составляемой в программе 1С. На предприятиях с объемом выручки до 150 млн. рублей с данной задачей способны самостоятельно справиться управленцы и главные бухгалтеры предприятий. Им в помощь придут показатели рентабельности, рост чистой прибыли (не менее 3,5% ежегодно) и непроизводственных активов. Сторонняя консультационная помощь мало востребована или она носит скорее психологический характер – «у Вас все хорошо» или наоборот «подтверждаю, у Вас все плохо». Впрочем, и стоимость подобной психологической помощи для предпринимателя невысока – сопоставима с ужином в приличном ресторане с бутылкой хорошего вина (стоимость услуги экспресс-анализа нашего Центра еще ниже).

Консультация специалистов, как правило, требуется при объемах от 250 млн. рублей, когда уже нужно «дробить и изворачивать» бухгалтерскую отчетность и финансово-экономическую статистику для диагностики эффективности и запаса роста бизнес-модели. В этом случае используются инструменты не только финансового, но и статистического, и экономико-математического анализа при поддержке программных средств Microsoft или их аналогов, в том числе отечественных специализированных программ (например, Loginom Company ООО «Аналитические технологии»). Консультационная помощь оказывается по следующей схеме: 1) формирование на основе статистического анализа независимого видение сложившейся модели организации бизнеса, 2) ее сопоставление с первоначальным бизнес-проектом. Сравнение желаемой и существующей моделей ведения бизнеса (метод бенчмаркинга) позволяет выделить «болевые точки» и сформулировать рекомендации по исправлению ситуации (впрочем, их содержание становится  очевидным уже после расчетов).

Для большинства предприятий востребованы результаты аналитики, в которых содержатся рекомендации по снижению издержек, увеличению объема продаж продукции или расширению клиентской базы (например, за счет политики скидок или персональных предложений, системы обратной связи). Ее решение, в конечном итоге, приводит к осознанию необходимости сформулировать новую предпринимательскую идею в бизнес-модели. Разработка бизнес-плана, особенно для его презентации инвесторам и получения денежных средств в объеме от 5 млн. рублей, опять же базируется на интерпретации статистических данных состояния рынка товаров и услуг – работа бизнес-аналитика. За многие века развития рыночных отношений люди привыкли оперировать цифрами.

Чаще всего это делается с помощью информационных систем класса Business Intelligence (BI), которые позволяют консолидировать данные из различных источников и наглядно отобразить их в виде графиков и таблиц на красивых витринах (дэшбордах). Наиболее популярными BI-системами сегодня считаются Power BI от Microsoft, Tableau, Qlick, SAS BI, TIBCO Spotfire, Oracle BI, SAP BO и пр. Многие прикладные системы также позволяют формировать локальные дэшборды, помогая руководителю принимать управленческие решения на основе специально сгруппированных сведений. Используется UML (Unified Modeling Language) – это язык моделирования, который позволяет разложить предметную область на составляющие элементы, посмотреть на нее с разных сторон и составить визуальные схемы аспектов этой предметной области таких как, изменений состояний, обмен сообщениями между элементами, последовательности выполнения действий, варианты использования и многое другое.

методы бизнес-анализа

Главная задача анализа — это грамотная интерпретация полученных результатов. Однако «интерпретация» статистических данных предполагает не столько владение методами анализа, сколько умения получать эти самые данные.

Наряду с классическими методами наблюдения, опроса, бенчмаркинга или SWOT-метода (выделение сильных и слабых факторов ведения бизнеса) бизнес-аналитика обогатилась вычислительными инструментами. К ним относятся AECD-метод (Acceptance and Evaluation Criteria Definition, формирование требований к проекту или задаче, для которых решение должно быть приемлемым), показатель добавленной стоимости человеческого капитала (human capital value added, HCVA, влияние персонала на размер прибыли) или ABC-метод (вычленение ресурсов, от использования которых компания получает 80%, 15% и 5% дохода). Для бизнес-анализа малых предприятий можно использовать методы и инструменты из смежных дисциплин: маркетинговых, социологических, психологических. Применяются и методы финансового анализа.

Ключевое – инструмент должен помогать собирать информацию и предлагать понятную методологию обработки данных. Является очевидным, что выбор методов и, следовательно, стоимость консультационной услуги напрямую зависят от поставленной аналитику задачи.

Наши услуги

Экспресс анализ.  Проводится оценка  основных показателей эффективности ведения хозяйственной деятельности — бизнес-модели. За основу берутся бухгалтерские сведения и структурные данные о предприятии (14 позиций). Вычисления группируются в «Формуляр малого предприятия», где полученные статистические данные коррелируются с показателями эффективности администрирования, рабочей силы и структуры производства. Итогом работы является расчет ценности бизнеса по семи показателям. Сравнение полученного результата за определенный временной период позволяет «диагностировать» эффективность бизнес-модели. Данная услуга востребована в следующих жизненных ситуациях: получить психологическую уверенность в правильности выбранного пути — цифры не солгут; понять запас прочности практикуемой бизнес-модели; «папино» или партнерское желание узнать, на что были потрачены вложенные в бизнес деньги; оценка стоимости бизнеса для его продажи; получение статистического инструментария для «удаленного» управления предприятием.

Формула расчета ценности бизнеса является интеллектуальной собственностью Консультационного центра. По этой причине завершающие расчеты осуществляются исключительно программными средствами Competent advice. В конце оказания услуги Заказчику по электронной почте или Whatsapp направляются презентация полученных результатов в PowerPoint, подробное объяснение их значений и рекомендации по развитию бизнес-модели. Впрочем, рекомендации — это скорее милый сердцу нашего уважаемого Клиента бонус, так как граммотные управленцы сами понимают язык цифр!

Регламент оказания услуги:

Вариант 1 (стоимость 5.000 рублей). Вы приобретаете через онлайн-магазин (Библиотека готовых решений) Формуляр малого предприятия (таблица Excel с включенными формулами и подробной инструкцией) и самостоятельно его заполняете. По готовности статистических данных заказываете услугу «бизнес-анализ» через сайт Консультационного центра с указанием реквизита покупки Формуляра. С Вами свяжется наш менеджер, которому Вы направите заполненный Формуляр для проведения завершающих расчетов (больше ни за что платить не надо!).

Заказать формуляр

Вариант 2 (стоимость 7.000 рублей). На сайте Консультационного центра Вы заказываете услугу «бизнес-анализ» и следуете несложным инструкциям нашего менеджера. Если Вы заказываете консультационную помощь в качестве физического лица, то предоплата за оказание услуги вносится путем покупки через онлайн-магазин Формуляра малого предприятия. В дальнейшем придется поделиться своими коммерческими тайнами и передать нам для статистического анализа бухгалтерскую отчетность за три года (три квартала или три месяца в зависимости от временного периода использования бизнес-модели).

Заказать услугу

AD-hoc анализ – независимая оценка сложившейся модели ведения хозяйственной деятельности и эффективности использования имеющихся ресурсов. В содержание услуги входит: сторонний профессиональный взгляд на процессы и структуру управления компанией, определение основных и вспомогательных ресурсов рентабельности предприятия, проведение основных расчетов: маржинальность актива и минимальная себестоимость продукта/услуги (список вычислений и дополнительные опции определяются при заполнении бланка-заказа). При заказе данной услуги необходимо к бланку приложить заполненный «Формуляр малого предприятия» (его стоимость в оказание услуги не входит, но позволяет сразу же сконцентрироваться на проблемных вопросах). AD-hoc анализ востребован в следующих жизненных ситуациях: оценка стоимости чужого бизнеса для его покупки; разработка нового бизнес-плана и определение размера необходимой финансовой помощи; организация «удаленного» управления хозяйственной деятельностью предприятия.

«Бонусным» продуктом услуги является передача заказчику инструментария статистического анализа в виде дэшборда. Эта небольшая программка для смартфона позволит клиенту самостоятельно оценивать бизнес процессы (автоматизация сбора данных и формирование отчетов эффективности деятельности в Excel, их удобная визуализация в PowerPoint), а также организовать управление предприятием по принципу «удаленки».

Проект-анализ. Составить модель организации хозяйственной деятельности в случае освоения новой продукции или услуги. Как правило, осуществляется одновременно с анализом рынка для определения будущей рентабельности предприятия и сроков ее достижения при бизнес-планировании. Содержание услуги: мы подготовим Вам модель организации будущей хозяйственной деятельности и дадим инструментарий аналитики, достаточный для самостоятельной разработки Вами бизнес-плана.