Что такое бизнес-разведка

Термин «бизнес-разведка» (конкурентная или коммерческая разведка) активно используется на Западе. Под ним понимается изучение участников рыночных отношений (партнеров или конкурентов), качества какой-либо продукции или технологии ее производства, а также определенного сегмента рынка товаров и услуг. Бизнес-разведка ведется в интересах принятия управленческих решений или реализации бизнес-идеи. Включает шесть методов информационно-поисковой работы:

  • сбор сведений из доступных источников информации (Интернет, коммерческие или специализированные базы данных, государственные информационные ресурсы);
  • сбор актуальной информации из «первых уст» путем посещения тематических конференций или презентаций, на которых возможно задать интересующие вопросы;
  • сбор конфиденциальной коммерческой информации путем использования технических средств для взлома закрытых баз данных или страниц корпоративных информационных систем (регулируется законодательством);
  • получение информации путем установления дружеских отношений с сотрудниками объекта внимания под «чужим флагом» (чтобы невольно не скомпрометировать Заказчика);
  • осуществление демонстративных действий (контрольная закупка или тайный покупатель, ложная рекламация на качество товара или оказанной услуги, имитация роли потенциального партнера);
  • проведение информационной кампании приемами психологического воздействия на участников рынка.

Использование указанных методик позволяет достичь главную цель — подготовить благоприятные условия для последующего вложения денег. Если  в своем желании развить бизнес Вы готовы обратиться к специалистам, которые сэкономят время и «подсветят карты» соперника, то наш Консультативный центр — Ваш надежный партнер.

Услуга включает выполнение следующих работ:

  • сбор сведений и статистических данных с использованием интеллектуальной информационно-поисковой системы «Competent advice»;
  • сбор сведений приемами оперативной деятельности и психологического воздействия;
  • сбор сведений о характеристиках продукции и услугах, представленных на российском или зарубежных рынках;
  • составление ежемесячных информационно-справочных материалов по интересующим вопросам развития рынка или рыночных отношений (элемент информационного аутсорсинга).

Клиенту предоставляется документ, содержащий структурированную информацию по существу поставленных в бланке-заказа вопросов, и весь полученный в ходе работы справочный материал.

К стандартной форме оказания услуги относятся действия с использованием исключительно средств интеллектуальной информационно-поисковой системы «Competent advice».

Стоимость оказания стандартной услуги — 15.000 рублей, расчетный период выполнения работ – от пяти до пятнадцати рабочих дней (в зависимости от сложности задания). По желанию клиента заказ может быть оформлен в ходе личной встречи. 

Сбор отдельных сведений — от 3.000 рублей. Заказ оформляется на данном сайте в соответствии с принятым  Регламентом.

Психологическое воздействие на участников рынка

Стратегия организации психологического воздействия на участников рынка подразумевает достижение следующих целей:

1) Функциональное поражение конкурентов (их отказ от кого-либо направления хозяйственной деятельности).

2) Управление активностью конкурентов в интересах решения собственных задач на рынке.

Цель проводимой информационной кампании воздействия отличается от рекламы бизнеса или пиар-акции предприятия. Однако в рамках указанных трех видов информационных кампаний могут использоваться одинаковые средства психологического воздействия – его приемы (всего более 200).

В зависимости от выбранной цели определяется тактика воздействия, которая включает в себя два главных элемента: содержание информационного контента (заключенный в сообщении смысловой тезис) и средства (каналы) его доставки в информационное пространство объекта воздействия. Под каналом доставки понимаются СМИ, социальные и корпоративные  сети, информационные ресурсы и поисковые системы работы с ними, а также межличностные связи. Выбор канала распространения новостного сообщения зависит от возможностей Консультационного центра и самого Заказчика, в том числе от размера выделенных им на кампанию денежных средств.

Контент формулируется вокруг одной из 20 технологий рефлексивного, информационно-психологического или морального воздействия на коллективное/индивидуальное сознание.

Lorem ipsum dolor sit amet...

Напряженность деятельности Консультационного центра зачастую носит цикличный характер. В пик активности нам не хватает штатных специалистов для оказания комплексной услуги «бизнес-разведки». В связи с этим предлагается обучить сотрудников Заказчика основам данной информационно-поисковой работы. Преимуществом подобной формы обучения является ее практическая направленность — мы учим на примере конкретной задачи, а клиент получает и результат, и обученного специалиста.

Курс подготовки рассчитан на один месяц (обычный срок оказания услуги бизнес-разведки), включает самостоятельную работу (изучение теории, литература предоставляется), практические занятия (два дня по три часа в неделю) и практикум (изучение объектов, установление знакомств и разработка отчетной документации). Обучение организуется для мужчин в возрасте 22-35 лет.

Курс включает изучение следующих учебных вопросов: основные статистические данные для анализа рынка и его участников, источники получения информации; организация информационно-аналитической работы и разработка отчетной документации; осуществление демонстративных действий и меры безопасности; использование технических средств поиска информации и связи. Стоимость — 150.000 рублей (плюс 50.000 рублей за второго обучаемого). По желанию Заказчика, дополнительно организуется курс подготовки по использованию приемов психологического воздействия для решения задач бизнеса (срок обучения — две недели, стоимость — 50.000 рублей за каждого обучаемого).

Правовое регулирование оказания услуги

Оказание услуги «бизнес-разведка» ограничено отдельными положениями Уголовного кодекса РФ:

  • ст. 138 Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
  • ст. 183 Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
  • ст. 204 Коммерческий подкуп (передача лицу, выполняющему управленческие функции, незаконного вознаграждения (оказание ему услуг) за совершение действий (бездействие) в интересах третьих лиц).
  • ст. 330 Самоуправство (самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями им причинен существенный вред).

Из практики деятельности центра

Один из первых заказчиков поставил следующую задачу:

Производство (Китай) и продажа постельного белья средней ценовой категории в Московском регионе становились для клиента малорентабельным. Бизнес-идея заключалась в переводе продукции в элитную категорию путем добавления товару новых свойств: пропитка материала целебными мазями для улучшения состояния кожи и качества сна. Для реализации проекта заказчику необходимо было предоставить следующую информацию: марка мази с указанными целебными свойствами; возможность совмещения технологий пропитки материала и его глажки; поиск партнера из числа предприятий, осуществляющих услуги химчистки и прачечной, который согласился бы на сотрудничество.

В ходе поисковой деятельности сотрудник Центра средствами «Competent advice» получил сведения по следующим вопросам:

— производитель лечебных мазей, качество которых сохраняется при воздействии высоких температур и не вызывает аллергических реакций (Индия),

— марки гладильных установок, технологически позволяющих осуществлять добавку дополнительных компонентов (Германия, Израиль, Италия),

— российские предприятия, эксплуатирующие данное оборудование (Москва, Королев).

Данные сведения были собраны за десять дней, стоимость услуги была оценена в 35.000 рублей (с учетом работы с иноязычными документами). Контрольная закупка мази через Ebay на адрес физического лица обошлась заказчику в 12.000 рублей. 

В дальнейшем сотрудник Центра своими оперативными действия  в течение пяти дней установил знакомство с технологом одного из профильных предприятий и получил от него недостающую информацию. Так, тот пояснил особенности технологии сушки и указал на возможности реализации идеи, а также предложил техническое решение дооборудования гладильной установки. На эти действия было потрачено 14.000 рублей (угощения в ресторане, ценный подарок и транспортные расходы).

На заключительном этапе другими специалистами Центра были составлены проекты партнерского соглашения и логистики транспортировки постельного белья (сбор для стирки и возврат потребителям), а также осуществлена техническая подготовка к переговорам. Стоимость данной услуги была оценена в 25.000 рублей.

Клиент остался доволен качеством «бизнес-разведки», срок оказания которой составил 21 рабочий день, а общая сумма гонорара — 105.000 рублей. Полученный результат побудил нашу команду расширить перечень оказываемых услуг до возможностей «БИЗНЕС КОНСАЛТИНГА».

Для правдивости истории следует добавить, что тогда по субъективным причинам соглашение между сторонами достигнуто не было. Однако наш клиент уже самостоятельно нашел партнеров и развил бизнес в Казахстане. Идея была реализована в течение трех месяцев, рентабельность достигнута в последующие четыре месяца.

Другой пример.

Заказчик поставил задачу: для создания новой производственной линии кожных антисептиков в одном из регионов РФ определить список конкурентов, в том числе «теневых», которые бы согласились либо встроиться в кооперацию, либо продать бизнес.

Замыслом действий предполагалось а) с помощью поисковой системы Competent advice определить конкурентную среду, главным образом официальных производителей продукции; б) приемами оперативной деятельности получить сведения о фактах нелегального производства товара и вскрыть «теневых» производителей; в) провести опрос среди участников рынка в отношении будущей кооперации.

Первоначально расходы планировались в размере 170.000 рублей, из них услуги аналитика – 45.000 рублей, «оперативника» – 65.000 рублей, ему на оперативные расходы отводились 50.000 рублей.

Однако уже в ходе оказания консультационной услуги была проведена информационная кампания, план которой включал использование технологии информационно-психологического воздействия для активизации управляемой деятельности участников рынка. Акция была удачной, были установлены контактные данные около 20 крупных и средних производителей контрафактной продукции. Расходы составили 30.000 рублей (продвижение рекламного контента в Интернете).

По результатам работы Заказчику были предоставлены три списка компаний: официальные конкуренты, «теневые» производители, потенциальные партнеры для будущей кооперации. При этом список потенциальных партнеров включал совокупный производственный потенциал превосходящий мощности самого Заказчика. Стоимость услуги составила 90.000 рублей (за счет отказа от привлечения к работе «оперативника»), срок исполнения — 15 рабочих дней.

Полученный опыт позволил нашему Центру внедрить в практику новое направление по оказанию услуг бизнес-разведки – использование информационных средств психологического воздействия в качестве инструмента конкурентной борьбы. Кроме того, прошла апробацию программа интенсивного обучения данному ремеслу одного из сотрудников Заказчика.