Щедрин Сергей Владимирович — ведущий аналитик Консультационного центра

Информационно-аналитическая работа (ИАР) представляет собой вид познавательной деятельности, где знание об объекте исследования формируется путем поиска сведений средствами автоматизации /алгоритмизации и их обработки  методом системного анализа. Для консалтинга объектом исследования выступают а) выбранный сегмент рынка и его участники, б) внутренние процессы хозяйственной деятельности компании, в) бизнес-проект, вбирающий в себя знание о рынке и возможностях компании для продвижения на нем своих товаров и услуг. Таким образом, в зависимости от объекта исследования анализ строится в отношении внешних или внутренних данных. 

Системный анализ играет роль стержневой методологической основы для ИАР. Он позволяет анализировать сложные вопросы рыночных отношений и решать управленческие задачи хозяйственной деятельность в условиях неполноты данных.
Познание строится вокруг поиска достоверных сведений и их обоснованной интерпретации в оценочном суждении – информации.
Знание содержит в себе информацию о качественном состоянии объекта исследования и степени влияния на него рыночных факторов. Это позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие и сформировать конечный продукт консалтинга – рекомендацию для принятия заказчиком управленческих решений по вопросам предпринимательской деятельности. Наиболее сложным видом ИАР является анализ внешних данных, т.е. сведений о рынке и отношений внутри него. Их изучение организуется последовательно путем формирования основных процессуальных мыслительных продуктов:
понимание задачи → информация → знание → рекомендация.

В общем виде системный анализ содержит четыре этапа

1. Формулирование задачи исследования. Этап формирования продукта «понимание задачи» крайне важен, т.к. заказчик не всегда в состоянии осознать полноту проблемы (например, потребности в хозяйственной деятельности). Находясь внутри своего бизнеса, он пребывает в состоянии информационной изоляции («зашорен») и лишен возможности оценивать изменения динамично меняющихся рыночных отношений.
Решение сложной задачи, зависящей от складывающихся условий рынка (например, изменение законодательства или поведения основного ценообразователя) и факторов ведения бизнеса (острота конкуренции, наличие финансовых ресурсов у заказчика и пр.), осуществляется путем ее развертывания в многоуровневое дерево для формализации исследования, а также выявления внутренних противоречий между поставленной задачей и имеющимися средствами ее решения. Устанавливаются ограничения на этапе оформления клиентом бланка-заказа.
Для аналитика является важным составить точное описание задания, что включает стандартизацию терминологии и сокращение избыточности его описания.
2. Определение критерий достижения желаемых результатов и эффективности выполнения заказа. В качестве критерия эффективности, как правило, выбирается некоторое значение или диапазон значений параметра, заданного объектом исследования. Получение этого значения позволит оценить успешность решения задачи при признании со стороны заказчика услуги в качестве оказанной.
3. Сбор данных об объекте исследования в интересах оценки качественных характеристик и значимых факторов для рентабельности, а также моделирование будущей хозяйственной деятельности с помощью систем статистической обработки данных. Сбор сведений осуществляется средствами интеллектуальной информационно-поисковой системы «Competent advice» через ресурсы отечественных и зарубежных коммерческих и специализированных изданий, профессиональных форумов (закрытые социальные сети), базы данных государственных учреждений, а также общедоступные ресурсы.
Средства статистической обработки данных, входящие в системы поддержки принятия решений, позволяют сформировать ЗНАНИЕ о заданном объекте исследования.
4. Выработка рекомендаций. Это заключительная часть системного анализа, содержащая прогноз и указание по его реализации.

технологии информационно-аналитической работы

В основе любого вида консультационной помощи лежат технологии ИАР. Они технически развиваются IT-компаниями, что позволяет нашему Центру их успешно адаптировать в своей деятельности при изучении российского и зарубежных рынков товаров, услуг и инвестиций, т.е. в ходе наиболее сложного вида работ — анализа внешних данных.

Каждая технология включает два компонента: средство производства и методику (способ) его использования. В мире существуют всего две категории технологий ИАР.
1. Информационно-поисковая технология. Включает методики а) сбора сведений и получения достоверных данных из различных источников информации, б) принятия информационного решения (формирование мотивированного оценочного суждения), а также в) проверки полученной информации, главным образом, автоматизированными средствами поисковых систем. В случае с внутренними данными работа значительно упрощается — нет необходимости их искать, так как текущая статистика фирмы всегда под рукой у бухгалтера. 
2. Аналитическая технология. Использует методики а) структурирования причинно-следственных связей (отбор значимых факторов и процессов) и б) моделирования развития обстановки средствами статистической обработки данных и визуализации информации. 

На IT-рынке активно продвигаются средства статистической обработки данных и визуализации информации, предназначенные для анализа, главным образом, внутренних сведений. Именно на продвижении этих средств/методик построены многочисленные коммерческие предложения IT-индустрии для малого и среднего предпринимательства, объединенные в термин «бизнес-аналитика» или его аналоги (аналитика, data mining, анализ данных, business intelligence и прочие). Другим активно развивающимся направлением является разработка интеллектуальных поисковых систем, ориентированных на поиск внешних данных.

Однако основным средством производства, как минимум до появления доступных по цене аппаратно-программных инструментов искусственного интеллекта, остается мышление аналитика. К нему мы добавили средства интеллектуальной информационно-поисковой системы «Competent advice» — гордости нашего Центра, объединяющей технологии и отдельные IT-продукты ИАР.

Содержание практикуемых нами методик ИАР является элементом интеллектуального капитала компании. Они создают предприятию конкурентные преимущества и хранятся в секрете.

Кто такой аналитик?

Консультационный информационно-аналитический центр в своей кадровой политике ориентируется на подборе сотрудников из числа лиц, совмещающих в себе четыре основные качества:

  • Креативность мышления, направленного на адаптацию инноваций.
  • Наличие аналитического склада ума, что проявляется в способности не просто к генерации идеи, а разработке  методики решения проблемного вопроса для ее использования в последующих проектах.
  • Умение организовывать работу и пространство вокруг себя.
  • Исполнительность и ответственность.

Сегодня специалистами нашего Центра являются креативные люди, проработавшие долгое время в информационных подразделениях государственных и крупных коммерческих организаций, имеющие два высших образования и владеющие иностранными языками.

В своей деятельности они опираются, главным образом, на абонируемые коммерческие, в том числе зарубежные источники информации. Стоимость данных ресурсов делает их одноразовое использование нерентабельным для предприятий малого и даже среднего бизнеса. Поэтому указанные расходы берет на себя Центр.

Интеллектуальный капитал консультативного центра

Состоит из трех элементов:

  • способности экспертов-аналитиков;
  • используемые методики технологий ИАР;
  • интеллектуальная информационно-поисковая система «Competent advice».

Интеллектуальный капитал нашей небольшой консалтинговой компании позволяет воспроизвести деятельность информационно-аналитических подразделений федеральных министерств/ведомств и крупных торгово-промышленных холдингов. Это предоставляет возможность руководителям предприятий малого и среднего бизнеса адаптировать под свои интересы преимущества ИАР без необходимости содержать дорогостоящий аналитический аппарат.

Главное достижение консультационного центра

Современные средства создания информационных продуктов позволяют снизить себестоимость аналитического труда и превратить информационно-аналитическую работу в ремесленное производство.